Церковные таинства. Покаяния

К 1000-летию преставления св.равноап.вел.кн. Владимира статья Кузнецовой Валентины Михайловны- бакалавра теологии. Эта степень ей присвоена по окончании Института религиоведения и церковных искусств, что при подворье Оптиной Пустыни, которое располагается на Васильевском острове. _ Будем знакомы

Р.Б. Валентина:

Таинство покаяния

В Таинстве Покаяния христианин стремиться избавиться от грехов, он просит у Господа прощения за все свои проступки. Прощение грехов совершается через молитву и священнодействие иерея, получившего от Спасителя благодать прощать грехи земные, чтобы они были прощены и на Небе. В Таинстве Покаяния душа человеческая умирает для греха и вновь обретает путь ко спасению. Изначально власть освобождать людей от греха дана была апостолам от Спасителя. В Евангелие от Иоанна приводятся слова Христа:

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21 Иисус же сказал им вторично: Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (Ин 20: 19-23)

Таинство Покаяния, как и некоторые другие Таинства, на протяжении долгих веков претерпевало некоторые изменения, Церковь тщательно находила и отбирала лучшие формы. В подтверждение можно привести слова архиепископа Черниговского Филарета (1805 - 1866) : «Святая Церковь относительно обрядов богослужения действовала с разумной свободой: принимала новые порядки служения по их благодатному воздействию на людей, заменяла их другими, когда видела, что прежние не совсем полезны и нужны другие».

Главным в Таинстве Покаяния является исповедь кающегося. От древних времен до наших дней дошли две формы исповеди - публичная и тайная. Целью публичной исповеди было не только уврачевание кающегося, но и назидание, и предупреждение всем остальным участникам исповеди. В Древней Церкви самыми тяжкими грехами считались идолопоклонство, убийство, прелюбодеяние. За подобные грехи полагалось длительное покаяние, иногда даже на протяжении всей жизни грешника. Если суть двух последних грехов в настоящее время понятна всем, то относительно греха идолопоклонства мы наивно полагаем, что этот грех остался в древности, и совершаем грубейшую ошибку. Мы беспечно даем увлечь себя разного рода предсказателям, экстрасенсам и чародеям, и совершаем величайший грех, о котором поведала нам Древняя Церковь.

Тайная, или индивидуальная исповедь была чрезвычайно значима для христианина. Созомен, церковный историк V века так пишет об исповеди: « Бог повелел прощать согрешающих и кающихся. Но для получения прощения необходимо исповедать грехи свои. Для чего издревле избирали духовника-священника, особенно известного святостью жизни, твердого и мудрого хранителя тайн. Приходя к нему, согрешившие исповедовали деяния своей жизни. Смотря по тяжести грехов, духовник, определив, чем каждому должно загладить грех и какого сами кающиеся желали себе наказания за грехи, разрешал». Покаяние необходимо каждому человеку, ибо никто не свободен от греха. Например, необыкновенно честный и правдивый рассказ о себе приводит преподобный Ефрем Сирин, живший в IV веке: « В краткие годы юности я был злоязычен, бил, ссорил других, препирался с соседями, завидовал, к странствующим был бесчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, за маловажные дела входил в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям...».

Покаяние необходимо каждому человеку, так как никто не свободен от греха. Тот человек, который не видит своих грехов и не кается, и не скорбит о них, может услышать о себе то, что сказал Спаситель о согрешивших галилеянах: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк 13:3)

Условием подготовки к исповеди следует считать молитву. Поскольку Таинство Покаяния совершается перед великим Таинством – Причащением, то в каждом молитвослове есть раздел, называемый «Последование ко Святому Причащению», в котором приводятся каноны и молитвы, которые необходимо прочесть перед указанными Таинствами. В каждой из этих молитв человек умоляет Бога о прощении грехов, чтобы «обратиться ему от злого пути своего и от насилия рук своих» (Книга пророка Ионы 3:8). Среди этих молитв особо выделяется 50-ый псалом. «Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну….»

Много времени прошло с того момента, когда в пронзительном раскаянии царь Давид, осознавший свой грех, написал эти слова. Но сквозь века как будто слышим мы его голос, и видим слезы искреннего раскаяния, и уже о своих грехах мы просим: «Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое…»

Фото 24.08.15. При общей исповеди прот. Иоанна Миронова после проповеди с ТВ "Союз"