Церковные таинства. Крещение

К 1000-летию преставления св.равноап.вел.кн. Владимира статья Кузнецовой Валентины Михайловны- бакалавра теологии. Эта степень ей присвоена по окончании Института религиоведения и церковных искусств, что при подворье Оптиной Пустыни, которое располагается на Васильевском острове. _ Будем знакомы

Р.Б. Валентина:

Таинство крещения

Таинство Крещения для христиан, всего христианского мира является одним из самых значимых. В этом таинстве происходит духовное рождение человека. Как в своем плотском теле мы единожды приходим в наш мир, так и таинство крещение осуществляется над человеком один единственный раз. Богословский смысл этого таинства состоит в том, что при троекратном погружении крещаемого в освященную воду во имя Отца и Сына и Святого Духа человек очищается от первородного греха и таинственно, незримо для него самого, происходит соединение со Христом. Преображается все наше человеческое естество. О том, насколько значимо это таинство, можно судить по выбору протестантов, этих "революционеров в религии". Из семи таинств они отвергли пять, но перед таинствами причащения и крещения они склонили свои головы.

В Священном Писании Нового Завета Сам Спаситель раскрывает нам тайну Крещения. Евангелие от Иоанна повествует о Никодиме, "одном из начальников иудейских". По нашим понятиям, Никодим - высокопоставленный сановник, и, несмотря на то , что отношение фарисеев к Христу было крайне враждебным, Никодим, будучи одним из их среды, тем не менее понимает, что Иисус - Бог. И хотя он боится гнева фарисеев и приходит к Спасителю тайно, под покровом ночи, его слова, обращенные к Иисусу, свидетельствуют об истинном прозрении:

2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. (Ин 3:2-3)

Никодим не понимает - как можно родиться дважды, и тогда Спаситель раскрывает ему тайну крещения:

5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.(Ин 3: 5-8)

Сам Спаситель принимает крещение от великого пророка Иоанна, чтобы, по словам Иоанна Дамаскина, "освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения". Об этих событиях повествуют все четыре евангелия: Мф 3: 13-17, Мк 1: 9-11, Лк 3: 21-22, Ин 1 : 32-34.

Наиболее подробно об этом повествует евангелист Матфей. Иоанн знает, Кто пришел к нему на Иордан:

14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.(Мф 3: 14-15)

После крещения пророк увидел, как разверзлись над ним небеса, и Духа Божия, который в виде голубя спускался на Иисуса:

17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3: 17)

Церковь отмечает это событие в праздник Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа. По современному светскому календарю это день 19 января. Все мы либо накануне, в крещенский сочельник, либо непосредственно в день праздника набираем освященной крещенской воды и храним, и потребляем ее, как великую святыню. А в память этого чуда в нашем народе установился обычай окунаться в купелях, сооружаемых на многих реках России.

Спаситель заповедовал своим ученикам крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа, и апостолы Христовы, исполняя волю Учителя, крестили людей. В Книге Деяний Святых Апостолов приводятся рассказы об этих событиях. Так, апостол Филипп получает конкретное указание Ангела Господня:

26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. (Деян 8: 26)

Далее Филипп встречает на пустынной дороге знатного Ефиоплянина, читающего Священное Писание Ветхого Завета. То были строки их книги Пророка Исаи. Но смысл пророчества был непонятен Ефиоплянину.

32 А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.

33 В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.

34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?

35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.

36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?

37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.

38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.

39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. (Деян 8: 32-39)

О таинстве Крещения мы вспоминаем на каждой литургии. Когда в едином пении, на одном дыхании мы поем Символ Веры, то в нем есть такие слова : "Исповедую едино крещение во оставление грехов". Таким образом, таинство Крещения совершается над человеком только один раз, и об этом напоминает нам Символ Веры!

Фото 12.08.15. При крещении митрополитом Хабаровским и Приамурским Игнатием . Елицы. (11242434_516192205203305_3240229626694027929_n.jpg)