Книжка по православной психотерапии

К 1000-летию преставления св.равноап.вел.кн. Владимира из книги Марины Легостаевой- православного психотерапевта. _ Будем знакомы

Р.Б. Марина Легостаева:«Главную фразу своей первой книги я так и составила в её названии:"НА ПУТИ В ЗЕМЛЮ ОБЕТОВАННУЮ (Очерки православной психотерапии) "»

7.5. Пример из опыта работы, основанный на святоотеческом подходе работы со страстями

Напоминаем, вначале необходимо прояснить и укрепить мотивацию. Устойчивая мотивация позволит человеку не сдаваться в моменты падений. Для укрепления мотивации следует ответить (желательно письменно) на ряд вопросов:

•подумать о том, как будет хорошо, когда я преодолею страсть блуда (у меня наладятся отношения с девушками, в дальнейшем я смогу создать хорошую семью; уйдет тревога, напряжение; я стану радостнее, внутренне свободнее...);

•почему мне не хочется бороться со страстью (я не верю, что у меня это получится; мне придется уделять этому время, у меня его мало, мне надо обращать внимание на свою внутреннюю жизнь, а я это не умею...);

•описать последствия страсти (страх, что это повлечет за собой одиночество, не будет устойчивых отношений, трудно при этой зависимости создать семью, я все больше замыкаюсь от людей, привыкаю снимать напряжение и тревогу таким способом, и не знаю, как это можно делать иначе…);

•твердо ли я решаюсь на борьбу (см. п. 1 – да надо решаться, но справлюсь ли?);

•мобилизовать свою волю и попросить Бога о помощи (сам не справлюсь, но с Божией помощью справлюсь…).

Утвердиться в своем намерении (мотивации) – важно, поскольку именно тут мы будем черпать силы при неудачах и ошибках. Силы нам нужны для того, чтобы ни в коем случае не сдаваться, а продолжать работать над собой дальше. Успех обязательно придет, если набраться терпения и всегда помнить, что без помощи Бога в этой борьбе не устоять.

Вспомним, что страсть рождается в душе человека не сразу. Святые отцы говорят, что начинается она с прилога (приражения). Процесс формирования страсти условно разделяют на четыре стадии. В статье о работе со страстью гордыней все это описывалось довольно подробно.

Первая стадия – увидеть в себе возникновение прилога.

Человек сам волен принять прилог в сердце или не принять.

Вторая стадия – прилог принят и начинает обдумываться. Он как бы встраивается в наше сознание. Процесс встраивания Отцы называют сочетанием или собеседованием с помыслом.

Третья стадия – это склонение к помыслу, или сосложение. Воля человека уже подчинилась влиянию греховной мысли и человек готов перейти к действиям. «Из сердца исходят злые помыслы…» (Мф. 15:19).

Четвертая стадия – пленения помыслом. Греховный помысел переходит в действие (поступок, слова).

Для человека, в котором не развита способность к самовоззрению, этот процесс происходит намного быстрее. Начальные этапы развития помыслов (прилог-сочетание-сосложение) часто остаются вообще не замеченными. Обычно замечается он только на уровне пленения.

Из учения святых отцов мы помним, что мысли наши – не всегда наши, а приходят от врага. Святые отцы предлагают не пугаться их, и не впадать в уныние от собственного несовершенства.

Помыслов не следует бояться, но и не нужно беседовать с ними. Необходимо себя ограждать от искушений. Каждый человек сам знает, что для него является ситуацией искушения.

Вот очень важный момент, на который обычные психологи не обращают внимания и даже не рассматривают. Нам же следует пристальнее вглядеться в него. То, о чем сказано ниже, открывается нам только святоотеческим опытом.

Необходимо воспринимать помыслы как что-то внешнее, не имеющее к нам отношения. Необходимо помнить, что самому без Божией помощи с искушением не справиться. А внутренне спокойно, трезво наблюдать за развитием помысла может человек, уже имеющий некоторый духовной опыт и очищенное покаянием сознание. В этом случае ему даются благодатные силы противостоять им.

Выше уже излагался этот подход для борьбы со страстью гордыни. Суть подхода осталась такой же. Желающему освободиться от страстей надо обучаться тому, чтобы умерщвлять дурные помыслы в зародыше, «разбивать младенцев их о камень» (см.: Пс. 136: 9). А зародыш помысла есть (как уже было сказано выше) – прилог.

Начинать борьбу с помыслами необходимо с молитвы. Это необходимо для того чтобы мы удерживались приписывать успехи духовной брани нашим собственным стараниям, тем самым взращивали в себе смирение и благодарность Богу за Его помощь.

Пример тот же. Человек испытывает сильное искушение войти в порносайт.

Прилог:

«Я сегодня очень устал, пойду включу компьютер и расслаблюсь...» (Эта мысль может проскочить очень быстро в сознании человека, просто как мимолетное ощущение).

Что необходимо сделать, чтобы страсть не развивалась дальше: я же знаю, что обязательно зайду в порносайт. Господи, помоги мне удержаться!

Сочетание:

«Да ничего особенного, я просто включу и посмотрю почту, это ведь ничего не значит...» Чтобы помысел не развивался дальше надо переложить мысли на благое.

«Да, но ведь я себя знаю, лучше, если я попробую расслабиться иначе. Пойду – покатаюсь на велосипеде... Я знаю, что для меня лучше избегать пока искушений». Вот уже начало диалога и спора с помыслом.

Сосложение:

«Да ничего страшного, все сидят в этих сайтах. Никто от этого не умер. Да и вообще, почему именно сегодня. Ведь я сейчас устал и какой... вообще мне нужен велосипед?»

Тут необходимо до наступления пленения суметь посмотреть на себя со стороны. Увидеть свою духовную слабость и как, по сути во внутреннем диалоге происходит общение и разговор с бесом. И тогда реально задать себе вопрос: что я выбираю Христа или дьявола? (Господи, помоги мне не предавать Тебя!)

Пленение:

«Да и вообще, причем здесь Христос? Я думать об этом не хочу... Потом подумаю, не сейчас...».

Приведенный пример не может служить идеальной схемой во всех случаях. Внутреннюю жизнь человека конечно нельзя ограничивать схемами или алгоритмами. Однако, для лучшего понимания сути процесса нам приходится к этому прибегнуть. По-настоящему работа с помыслами – это и есть суть православной аскетики – науки из наук.

В монастырях монашествующие исповедовали свои помыслы старцу. Нам, мирянам, лишенным такого духовного руководства, необходимо не только избавляться от греховных помыслов, не допускать их в свою душу, но и заполнять ее мыслями другими – и все это осваивать личным опытом духовной брани.

В идеале эта работа является частью аскетической практики, выработанной Восточным христианством. Она приводит к чистому сознанию, внутреннему безмолвию, к постоянному молитвенному предстоянию перед Богом.

В этой связи хочется напомнить, что величайший святой Исаак Сирин говорил о том, что человеку никогда не справиться с помыслом, если он не будет в своем сознании обращаться ко Христу.

Этот конкретный пример работы со страстью блуда вполне может применим и к другим страстям. Каждая страсть может быть рассмотрена с нескольких сторон. Это и святоотеческий подход, и психологические ее аспекты. Это и педагогические приемы. Такое глубокое и многостороннее изучение заслуживает каждая страсть. Поскольку любая из них (не только страсть блуда) ведет нас к несвободе, к внутреннему рабству, в какой-то момент нашей жизни мы это начинаем ощущать и искать выхода из сложившейся ситуации.

В Новом Завете апостол Павел говорит: «К свободе призваны вы, братья!» (Гал. 5, 13).

Мы же не умеем этой свободой распорядиться достойно, плохо понимая, что это за чувство (оно способно вызвать тревогу) и подменяем свободу своеволием, тем самым попадая в рабство греха. Мы также склонны подменять свободу идолопоклонством в современном нашем восприятии. Христианство – это дарованная нам возможность обрести свободу во Христе.

«И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).

Мы говорили уже о том, что причиной всех проблем человека является его неправильная любовь к себе. О. Владимир (Цветков) пишет, что принять себя, быть собой является аскетической задачей. Соглашаясь с ним, мы можем сказать, что православная психотерапия имеет все ресурсы содействовать разрешению этой задачи.

«По мере чистоты нашего сердца мы в него и Бога можем вместить, и Его слова, и ближних наших, более того – и себя самого мы вместим, то есть научимся себя понимать, видеть, чувствовать, управлять собою. Терпеть себя. Любить себя. Ведь мы же себя не любим. И это еще одна аскетическая задача – принять себя, научиться быть собой, иметь свой стиль и ему не изменять – иметь собственное достоинство» (Цветков. 2009, с. 234).

Тут можно добавить слова этого же автора о становлении личности:

«Свой стиль – это некая цельность, некая полнота, когда человека уже ни с кем другим нельзя перепутать. Это когда человек решился быть самим собой, не стесняться себя, быть личностью. Это нелегко, это – подвиг» (Цветков. 2009, с. 235).

Приведенный выше материал дает некоторое представление о православной психотерапии и о работе православного психотерапевта.

Поскольку православная психотерапия находится в своем становлении, в настоящее время начинает издаваться много литературы на эту тему. Несмотря на то, что авторов объединяет общая тема, по своему содержанию литература эта очень разная. Этой темой увлечены и священники, и врачи, и психологи. И излагают ее очень широко: от чисто святоотеческого понимания Церкви, как лечебницы духа до попыток объяснения любого телесного заболевания, как неисповеданного конкретного греха.

Это говорит не только о глубине темы, которой мы коснулись, но и о разном понимании слова психотерапия.

Автору, однако, представляется, что мы должны придерживаться понимания значения психотерапии, как о лечении психики, об исцелении души человека, о приведении всех разрозненных ее частей к единому целому, выражаясь словами о. Владимира Цветкова, способствовать личности обрести себя, решиться на этот подвиг.

Если мы хотим получить устойчивый результат в борьбе со страстью, то необходимо работать в направлении развития в себе христианского мировоззрения.

Процесс выстраивания христианского мировоззрения не быстрый, а временами трудный и болезненный, каким является процесс любого рождения. А здесь происходит рождение новой личности во Христе. [Этой теме будет посвящен следующий раздел].

В стихотворении В.В. Набокова так чудесно эта тема милости Божией развивается

Так лучезарна жизнь, и радостей так много.

От неба звездного чуть слышный веет звон:

бесчисленных гостей полны чертоги Бога,

в один из них я приглашен.

Как нищий, я пришел, но дали мне у двери

одежды светлые, и распахнулся мир:

со стен расписанных глядят цветы и звери,

и звучен многолюдный пир.

ЛИТЕРАТУРА

Антоний митр. Сурожский. Таинство любви. Беседы о христианском браке. – С-Пб.: Сатисъ, 2010.

Ефрем Сирин преп. Творения. 3-е изд. – М., 1981.

Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений Т. 1. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1883.

Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений. Т. 1-8. – М.: Паломник, 2002-2007.

Мень Александр прот. Исагогика. – М, 2003.

Паисий Святогорец. Духовная борьба. Слова. Т. 3. – М., 2003.

Тертуллиан. Апология // Отцы и учителя церкви III века. М., 1996, с. 317-378.

Троицкий С. В. Христианская философия брака. – М.: Путь, 1995.

Цветков Владимир прот. Беседы о православном мировоззрении. – СПб.: Русская Классика, 2009.

Марина Легостаева. Ссылки на несколько статьей, для тех, кого интересуют больше практические аспекты работы православного психотерапевта:

1. Очерки православной психотерапии

2. О месте православной психотерапии при лечении невротических расстройств.

3. Что такое православная психология и психотерапия

4. Современные аспекты блудной страсти. Взгляд психолога

5. Книжка по православной психотерапии Марии Легостаевой (в формате doc).

6. О книге "Очерки" Марии Легостаевой рецензии иерея Григория Григорьева и протоиерей Павла Красноцветова (в формате doc).